↑ Вернуться > Лаборатории

Распечатать Страница

Лаборатория фундаментальных и прикладных когнитивных исследований

О лаборатории

Когнитивные исследования в самом общем понимании — это достаточно широкая и активно развивающаяся область исследований, связанных с изучением познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. С 50-х годов прошлого столетия интерес к когнитивным исследованиям постоянно растет как в психологии, так и в других фундаментальных и прикладных науках. Лаборатории и исследовательские группы, изучающие различные аспекты познавательной активности человека существуют практически во всех крупных университетах в России и за рубежом.

Основная проблематика, на которой фокусируется работа лаборатории — это когнитивные исследования в области образования. Данная пПостер_Москва_2013_1роблемная область включает в себя достаточно широкий диапазон тем и проектов, связанных с изучением познания в контексте образовательной среды. Любое исследование в этой области включает в себя два аспекта. С одной стороны, изучение познания в образовательном контексте (т.е. в контексте реальной жизнедеятельности человека) позволяет получить новые важные факты и выявить фундаментальные закономерности, относящиеся к таким его характеристикам, которые не могут быть выявлены в лабораторных условиях. С другой стороны, данные, полученные в ходе таких исследований могут способствовать решению прикладных задач, связанных с обучением школьников и студентов, подготовкой учителей, конструированием образовательных сред, ориентированных на развитие познавательных возможностей учащихся.

Общий смысл и основные направления работы лаборатории в настоящее время лучше всего изложены в статье Е.Ю. Савина и А.Е. Фомина Когнитивная психология образования: аудитория как лаборатория (скачать)

Направления работы лаборатории

В настоящее время исследования, проводимые в лаборатории реализуются в следующих основных направлениях.

  • Изучение метакогнитивных составляющих процесса решения учебных задач (А.Е. Фомин, Е.Ю.Савин)
  • Сущность и механизмы метакогнитивного обучения (А.Е. Фомин, Н.Н. Разумовская)
  • Опыт субъекта: феноменология, структура, функционирование в учебной и учебно-профессиональной деятельности (Е.Ю.Савин)
  • Исследование механизмов понятийного мышления в решении задач с правовым и нравственным содержанием (В.А. Столярова)

Сотрудники лаборатории

Фомин Андрей Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, руководитель лаборатории
Савин Евгений Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент
Столярова Вероника Александровна, кандидат психологических наук
Разумовская Наталья Николаевна, аспирант, научный сотрудник

Публикации сотрудников

2015

Фомин А.Е Влияние типа тестовых заданий и метакогнитивной активности студентов на мониторинг решения тестов знаний // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 2. С. 37-44. (скачать с сайта журнала)

Фомин А.Е., Павленко А.В. Метакогнитивный мониторинг знания в условиях оценки учебных достижений // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т.7. №2. С.24–34. (скачать с сайта журнала)

Разумовская Н.Н. Влияние обратной связи различного типа на метакогнитивный мониторинг решения тестов знаний// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 2. С.175—182 (скачать).

Савин Е.Ю. Роль отношения наставника к студенту-практиканту в формировании профессиональной компетентности будущего педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т.7. №1. С.165–177. (читать на сайте журнала)

2014

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Обобщенные и предметно-специфичные метакогнитивные навыки в учебной деятельности студентов // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 37. С. 8.(читать на сайте журнала)

Фомин А.Е., Добржанская Е.А. Влияние количества правильных ответов в пункте теста знаний на метакогнитивный мониторинг решения тестовых заданий // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 82–91. (скачать с сайта журнала)

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг в решении учебных задач: соотношение обобщенных и предметно-специфичных навыков // Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23–27 июня 2014 г. Калининград, 2014. С.533–534. (скачать)

Столярова В.А. О развитии психологических механизмов актуализации понятий права у студентов разных образовательно-профессиональных групп // Вестник Калужского университета. 2014. № 1. С. 78–82. (скачать)

2013

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Когнитивная психология образования: аудитория как лаборатория // Психология в вузе. 2013. №3. С.67–83. (скачать)

Столярова В.А. Психологические аспекты принятия правовых нормативов представителями разных
образовательно-профессиональных групп // Современные проблемы науки и образования.
Электронный журнал. 2013. №6. С.839. (скачать с сайта журнала)

Столярова В.А. Психологические особенности принятия нормативов правовой сферы студенческой
молодежью // Психология в вузе. 2013. № 3. С.104–111. (скачать)

2012

Фомин А.Е. Эвристика доступности и метакогнитивный мониторинг решения учебных задач студентами // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1(2). С. 175–179.(скачать)

Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг процесса обнаружения учебных проблем // Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 3. С. 535–542.(скачать)

Савин Е.Ю. Методика изучения склонности к педагогической импровизации и самооценки опытности: конструирование и апробация // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2012. № 1. (текст на сайте журнала)

Столярова В.А. Особенности взаимосвязи психологических механизмов актуализации понятий права у студентов разных образовательно-профессиональных групп // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 76–84. (скачать)

2011

Фомин А.Е. Развитие метакогнитивной осведомленности студентов о процессах обнаружения и формулирования проблем // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 255–259.(скачать)

Фомин А.Е. Развитие навыков целеполагания средствами тренинга конкретизации целей // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2011. № 3. (текст на сайте журнала)

Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Когнитивные и личностные факторы уверенности в знании конкретной предметной области // Известия Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 3. С.396–403.(скачать)

Савин Е.Ю. Опыт и личностные характеристики как факторы педагогической импровизации у студентов-педагогов // Сибирский психологический журнал. 2011. № 42. С. 93–101.(скачать)

Столярова В.А. Взаимосвязь когнитивного и ценностно-смыслового механизмов актуализации понятий права у студентов // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 159–164.(скачать)

Савин Е.Ю. Профессиональное педагогическое мышление: сущность и теоретические подходы к изучению и развитию // Операционализация психологических понятий в мышлении студентов: сущность, механизмы, технологии / под ред. Е.И. Горбачёва. М.-Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. С. 245–271. (скачать)

Савин Е.Ю. Проблемы экспертного подхода к исследованию компетентности и профессионального мышления // Научные труды Калужского государственного педагогического университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010. С. 297–302.(скачать)

Участие в конференциях

Шестая международная конференция по когнитивной науке, Калиниград, 23–27 июня 2014 г.(постер)

Вторая конференция «Когнитивная наука в Москве: новые исследования», 19 июня 2013 г. постер

Психология когнитивных процессов, Смоленск, 16-17 мая 2013 г.

Пятая международная конференция по когнитивной науке, Калининград, 18–24 июня 2012 г.Savin-Fomin2012, видео

Гранты сотрудников

2014-2015 – Грант РНГФ и ПКО №14-16-40010 «Метакогнитивный мониторинг решения учебных задач: соотношение внешних и внутренних факторов»

2012-2013 – Грант РГНФ и ПКО № 12-16-40004 «Факторы развития обобщенных метакогнитивных навыков в решении учебных задач у студентов вуза»

2011 – Грант РГНФ и ПКО № 11-16-40017 «Когнитивные и личностные факторы уверенности в решении учебных задач»

 

Постоянная ссылка на это сообщение: http://gumanitarium.ru/laboratories/laboratoriya-fundamentalnyih-i-prikladnyih-kognitivnyih-issledovaniy/